



Все, что дает возможность узнать жизнь наших предков-казаков, помогает составить представление о мире и обществе, о взаимосвязи явлений и времен, воспитывает чувство гражданственности, любви к своей малой и большой Родине. Академик Д. С. Лихачев говорил, что если человек не любит старые дома, старые улицы, значит, у него нет любви к своему городу. После стольких лет равнодушного отношения к прошлому малой родины к людям пришло понимание того, насколько интересно, важно и необходимо знание минувшего, поэтому мы хотим рассказать об истории хутора Богураев.
Сведения об этом собирались из воспоминаний старожилов, рассказов историка-краеведа И. И. Колодкина. Может быть кто-то знает дополнительные факты, мы просим добавить их в комментариях к нашему рассказу, а если вы найдете неточность, то исправить ее в нашем повествовании, написав нам.
Около 5 тысяч лет назад на месте, где стоит хутор, был большой город первопоселенцев наших мест. Здесь жили далекие предки казаков — солнцепоклонники. На горе была своего рода обсерватория. По вершине стояли каменные столбы. Когда солнце всходило или заходило параллельно тому или другому столбу, то такое положение обозначало, что пришла пора сеять или наступила пора жертвоприношений и т.д.
Известный путешественник Тур Хейердал не зря приезжал в нашу область и в наш район. Его интересовало далекое прошлое нашей страны. А в Европе существует мнение, что именно с Дона и Азовского моря начиналась мировая цивилизация.
Мы все знаем, что станица Усть-Белокалитвинская возникла по указу Петра Первого в 1703 году. А хутора стали населяться немного позже. В книге Краснова «Картины былого Тихого Дона» мы читаем о том, что в 1739 году война с турками была закончена. Казаки вернулись по станицам. Вернулся на реку Калитву и полковник Краснощеков. Здесь он стал устраивать хутора. На хуторах он давал по 5 рублей на обзаведение хозяйством, да льготы на 5 лет. Слух об этом скоро прошел по окрестным местам и многие шли селиться к Краснощекову на хутора. Так появились на Дону хутора.
Наш хутор Богураев теперь уже часто называют Богураевка. В настоящее время по официальным данным Богураевское сельское поселение включает ряд окрестных хуторов общей численностью 5076 человек, причем в самом Богураеве 2614 жителей. Топонимика (отрасль науки о лингвистике) отмечает, что хутора по Донцу и его притокам были мужского рода. Послушайте: Дядин, Поцелуев, Бородинов, Дубовой, Какичев, наш Богураев, Мечетной, Ольховчик и т.д. А Богураевка — это неверно. Станицы — женского рода: Каменская, Усть-Белокалитвинская, Екатерининская, Грушевская и другие.
И еще интересное. Кто был в Ростовском краеведческом музее или в музее Донского казачества в г.
Новочеркасске, могли видеть карту области Войска Донского. Эта карта 1868 года, подробно представляет названия населенных пунктов Донского края. Так вот на ней значится и наш хутор под названием Бугураев. В нашем хуторском музее Казачьего быта есть книга под названием «Церковно-славянская азбука», издания 1890-х годов. Это был учебник церковноприходской школы. На полях этого учебника его хозяин написал: «Сия книга принадляжить казачку хутора Бугураевъ станицы Белокалитвинской».
Откуда пошло название нашего хутора? Существует несколько мнений. Первое: жили казаки среди бугров — вот и Буграев. Второе: есть легенда. Она связана с событиями 1185 года, с битвой князя Игоря с половцами на горе Караул, с пленением князя и стремлением Кончака выдать замуж свою дочь за княжеского сына. А в приданое дочке Кончак отвел живописные, украшенные терном, жерделами, грушами балки на реке Лихой. Сказал Кончак: «Осмотрись, князь, вокруг! Это же Богу рай!» Третье: жили на этом месте три брата-казака Бугураевы, хутор и назвали по их фамилии. Первоначально место для хутора было выбрано в устье реки Лихой. Прекрасное место. Лес, много земли, река, хорошо видна станица. Но часто затапливалось. Поднялись чуть выше по течению. Здесь и начался наш хутор. Первый дом датируется примерно 1790 годом. Располагался там, где сейчас новое правление.
Гребенская балка идет от старых сарматских гор. Здесь жили гребенские казаки, принесшие икону Донской Богородицы на Куликово поле. Гребенские казаки участвовали во взятии Казани. Атаман Андрей увел их на Терек, Сунжу. Они стали называться терскими, но еще долго их называли гребенскими.
Наш хутор Богураев один из старейших. Здесь были найдены медные монеты 1770 года. На кладбище есть
могильные памятники 1847 года, выточенные из камня песчаника. Этот камень умели обрабатывать наши далекие предки времен скифов и печенегов, кочевавших здесь. На горе возле Бондарного была найдена каменная баба (позже была передана в Белокалитвинский историко-краеведческий музей). Значит, песчаник вырубали здесь еще до нашествия татаро-монголов. Прошли века и века. Но местные казаки продолжали добывать камень на строительство и для строительства, и для камено-тесных работ: изготовление корыт, жерновов, точильных кругов, молотильных катков, ступ и многого другого.
Камень из Богураева использовался для строительства Войскового храма в Новочеркасске, для прокладки железной дороги Лихая-Царицын в 1896 году (по воспоминаниям священника В. Г. Храброва), для строительства фундамента мавзолея Ленина в Москве в 1924 году (по рассказам участника строительства мавзолея И. К. Карпова). При советской власти в конце 40-х годов 20-го века по сталинскому плану преобразования природы стали строиться плотины на реках Волга, Дон, создавались рукотворные моря, каналы гидроэлектростанций. Для строительства этих гигантов требовалось много прочного песчаника. Огромные запасы начали разрабатываться в Бондарном.
Карьер щебеночного завода в 1935 году был переоборудован новейшим оборудованием. А до этого труд был ручной, очень тяжелый (по воспоминаниям И. В. Кащеева, И. С. Зорина). Еще до революции были разведаны запасы высококачественного угля на землях нашего хутора и открыты шахты. Сначала казаки не уступали свои земли, но потом по договору с владельцем, богатым купцом Пастуховым, угодья отдали. Взамен богураевцы получили обязательство бесплатно получать пайки угля. Позже был построен поселок Коксовый. А рудник назвали Богураев-шахтстрой. Уже после революции и гражданской войны, властью казаки были лишены этой льготы. Несмотря на то, что в германскую и гражданскую войны многие казаки погибли, а иные эмигрировали, в хуторе осталось многочисленное население.
Уже при советской власти здесь было 350 дворов (рассказал переписчик Свинарев Петр Афанасьевич, 1928 год). В каждом дворе по 8-10 голов крупного рогатого скота, множество свиней, табуны коней, отары овец, бесчисленное количество кур, гусей, уток, индюшек. А в 1933 году люди гибли от голода.
В хуторе Богураеве церковь Петра и Павла уже отметила 300 лет.
Когда началось строительство Введенского храма в станице Усть-Белокалитвинской, богураевские казаки выкупили старую церковь, разобрали по бревнышку и на подводах перевезли в хутор, где церковь Петра и Павла собрали. Капличку на Майдане в нынешней Белой Калитве поставили именно на том месте, где был алтарь церкви, чтобы святое место никто не осквернил (рассказал отец Иоанн). В это же время начала работать церковно-приходская школа (со слов Белоконева Иллариона). В 1947 году в поселке Главнеруд была открыта новая школа. Поселок возник после войны. Сюда привезли 800 человек репатриированных, без права переезда на другое место жительства, они и работали на производстве. Постепенно они заводили семьи и навсегда оставались на казачьей земле. Предприятие работало и в довоенное время. Каменоломы ручным способом добывали известняк для выплавки черного металла. Уже в 1944 году добыча камня возобновилась.
Но особый расцвет у поселка был после войны. За короткое время выкорчевали лес, возвели жилье, дома, клуб-дворец, больницу, детский сад, ясли, магазины, фонтаны, столовую, проложили водопровод, канализацию, словом, создали все необходимые условия для проживания тысячи жителей. Поселок слился с хутором Богураевом.
Наш хутор пережил много событий, а с ним и его жители. Все не расскажешь, всех имен не перечислишь. Сейчас трудные времена. Но Богураев живет, рождаются дети, работают люди. К сожалению много молодых людей уезжает искать «где лучше», и мало кто сам желает сделать жизнь, там где он родился и вырос, лучше. Из молодых людей единицы осуществляют попытки в организации собственного дела, которое работало бы на их благо, а так же на благо хутора и его жителей. Наверное потому, что сделать это сложнее, чем просто уехать в столицу и стать «сказочно богатым». Но всё же есть у нас предприниматели П. М. Проценко, П. М. Щербаков, А. В. Цыбулевский, и другие которые нашли свою нишу и успешно работают и дают работу местным жителям. Предприниматель П. М. Проценко, бывший офицер, организовал предприятие ООО «Алатырь» и разработал карьер камня-пластушки, который пользуется на рынке большим спросом для отделочных работ. Предприятие А. В. Цыбулевского так же занимается добычей и обработкой природного камня. Это все рабочие места для своих же хуторян. За пределами нашего района известно имя П. М. Щербакова Он открыл свой конезавод. Начиналось это в 2001 году с одной единственной лошади. Сегодня молодое конепоголовье участвует в скачках, завоевывает призовые места. Хочется верить, что трудами и усилиями местных властей, предпринимателей и деятельных людей (где бы они сейчас не жили), которым не безразличен наш родной хутор, он станет ещё краше, привлекательнее и уютнее.
Предыдущая статья: ← 14 марта празднование Масленицы х.Какичев
Следующая статья: Фото учащихся выпуска 1969 года →